Thermal hardening aluminum alloys

“Disperse hardening” or “hardening of aging”?

Not all aluminum alloys can be thermally hardened, but only the so-called “thermally hardenable aluminum alloys”. Aluminum alloys, which belong to this class, contain certain additives of some soluble elements. Such elements or combinations thereof are copper, magnesium,, silicon, manganese and zinc, which apply, for example, as alloying elements in wrought alloys of the 2xxx series, 6xxx and 7xxx. Certain other elements can also be added to special alloys to achieve special properties..

As a result of appropriate heat treatment, the atoms of these alloying elements dissolved in aluminum gradually form a kind of clusters in the form of very small particles, which stand out inside the grains of aluminum “die”. This process is called so and is called – “excretion” (precipitation). This particle release is a metallurgical process (phase change), which happens for the following reasons:

  • The original aluminum alloy is in a thermodynamic state, far from equilibrium. As a result of abrupt cooling, the alloy is transferred to “hypothermia” – all dissolved alloying elements “freeze” in a solid solution of aluminum;
  • The residence time of the alloy at a given temperature is sufficient for the diffusion formation of a metallurgical structure (microstructure) with the achievement of a more equilibrium state according to the corresponding phase diagram, for example, such, which is shown in the figure 1;
  • The unbalance of the alloy occurs as a result of rapid cooling. During its subsequent holding at a given temperature, the process of particle release occurs, which are an obstacle to plastic slip deformation in this alloy;
  • For some time, in the process of separating these particles, their size and number increase.. As a result of this, the hardness of this alloy increases and its strength occurs. “aging” aluminum alloy.

Figure 1 – Phase diagram of 6xxx series aluminum alloys [1]

This process of thermal hardening of aluminum alloys formally refers to “dispersed hardening” (precipitation hardening). However, usually for aluminum alloys, this process is called “hardening of aging” (age hardening) or just “aging” (ageing или aging).

Term “aging” (aging) reflects the fact, that this hardening process does not occur instantly, as is the case with steel hardening, in slow enough and for some time, hours, days, weeks, months. Note, what's the word “ageing” apart from meaning “aging” there are other meanings – aging, aging (for wine) and, even, growing up, which more positively and optimistically reflect the essence of this process.

The speed and degree of hardening increases, if the alloy is aged at elevated temperatures, for example, 200 degrees Celcius. This process is called “artificial aging” in contrast to the aging process at room (workshop) temperature, which is called “natural aging”.

Metallurgy of thermal hardening of aluminum

Phase diagram

The main metallurgical property of aluminum alloys, which are capable of hardening by heat treatment is:

  • complete solubility of a certain chemical element (compound) in a solid solution at an elevated temperature, but only very limited solubility in solid solution at room temperature.

Historically, this was first identified in the Al-Cu alloy. A schematic phase diagram for Al-Cu alloys is shown in the figure. 2. It is a classic eutectoid system, but for the theory of thermal hardening, only its part with a high aluminum content (low copper content) is of interest. Consider below an alloy with a chemical composition of Al + 4% Cu.

Figure 2 – “Aluminum” part of the Al-Cu phase diagram [1]

Solid solution

At a temperature 550 degrees Celsius (point A on the diagram) the equilibrium structure is copper atoms completely dissolved in the aluminum matrix. This structure is designated by the Greek letter “alpha”. This temperature 550 degrees Celsius is often called “quenching temperature”.

Slow cooling from quenching temperature

With very slow cooling of the alloy from temperature 550 degrees Celsius, an equilibrium microstructure is formed, which consists of an alpha phase with a very low content of dissolved copper together with coarse particles of the equilibrium secondary phase CuAl2, which formed mainly at high temperatures during cooling from about between 450 to 300 degrees Celsius (figure 3). This equilibrium structure (denoted by the letter D in the figure 3) is stable at room temperature, but it is not very durable and therefore practically does not represent an engineering interest.

Figure 3 – Isolation of the secondary phase from a supercooled solid solution –
the formation of clusters of dissolved atoms [1]

Rapid cooling from quenching temperature

The situation is changing radically, when the alloy is rapidly cooled in water from the quenching temperature 550 degrees Celsius to room temperature.

Rapid cooling from point A to point B (cm. drawings 2 and 3) “freezes” solid solution in that state, which was at 550 degrees Celsius. Of course, it can no longer be an equilibrium state. they say, that the quenched (cooled) alloy is in the metastable state of a supercooled solid solution. It means, that this microstructure is thermodynamically unstable and the alloy in this state has a metallurgical driving force to move (change) towards an equilibrium structure. At elevated temperatures, for example, 150 degrees Celsius, this process is much faster, than at room temperature, since copper atoms and vacancies in the aluminum matrix diffuse much faster. Copper atoms are collected in clusters (GP-zones) and these clusters have the form of precipitates from a solid solution. In Al-Cu alloys, these clusters are in the form of plates, in Al-Zn alloys – spheres, and alloys Al-Mg-Si – rods (figure 4).

Figure 4 – The shape of clusters (GP-zones) in various systems of aluminum alloys [1]

 

Thermal hardening technology

Heating for hardening

Heating for quenching: alloy is aged at a temperature, at which a homogeneous single-phase state is achieved.

intermetallic compound, such as Mg2Si in 6xxx or Al alloys2Cu in alloys of the 2xxx series, completely go into solid solution, and the alloy reaches a homogeneous state. Heating temperature for hardening, for example, for 6xxx series alloys, is in the range from 500 to 550 °C.

Quenching

Hardening: rapid cooling of solid solution, for example, immersion in water, directly at the exit from the oven or extrusion press.

In this case, the homogeneous state of the alloy is "frozen" at room temperature – precipitation of intermetallic particles is prevented. This is a very mild state, since the number of barriers to the movement of dislocations – minimally. For press hardening, the temperature of the alloy at the outlet of the press must be higher than the dissolution temperature of intermetallic particles (solvus temperature). Immediately after leaving the press, the alloy is quenched by cooling with compressed air or water jets.

Aging

A supersaturated single phase solid solution is unstable below the solvus line in the equilibrium diagram. This one-phase state has an "innate" tendency to transition to a two-phase. This can be achieved in two ways..

natural aging

Aging at room temperature: slow – during few hours, days or weeks – loss of secretions, resulting in an increase in hardness.

artificial aging

Includes heating to a temperature below the solvus line; heating promotes more efficient formation of formations and secretions.

Discharge first, which are coherent with the aluminum matrix - they have the same crystal lattice, as the matrix. These coherent phases cause stress in the matrix, which become effective barriers against plastic deformation through the movement of dislocations. When this discharge gets large enough, they become incoherent and form a separate phase. Stresses are decreasing, and the metal becomes softer again, although in any case remains firmer, than in the solid solution state, due to stresses, which inevitably occur around the discharge.

Aging hardening mechanism

Figure 5 – The mechanism of cluster resistance to dislocation motion [1]

Aging hardening curves

Typical graphs of changes in strength and hardness under various aging modes of a hypothetical Al-Cu alloy are shown in the figure 6.

Figure 6 – The change in the strength of the alloy at different aging temperatures [1]

  • natural aging – aging hardening at room temperature – very slow, within weeks and months depending on the type of alloy and the degree of alloying.
  • At elevated temperatures – 140 degrees Celcius – aging is much faster.
  • For aging at 160 degrees Celsius, the peak strength is reached after 24 o'clock, and then the alloy loses strength, getting softer. For 6xxx series alloys, this maximum is achieved after 8-12 hours depending on alloy.

Sources:

  1. TALAT 1204.01

application – Additional Information


Artificial aging of alloys 6xxx - AD31, AD33, AD35

Термическое упрочнение алюминиевых сплавов

“Дисперсное упрочнение” или “упрочнение старением”?

Термическому упрочнению могут подвергаться не все алюминиевые сплавы, а только так называемые “термически упрочняемые алюминиевые сплавы”.  Алюминиевые сплавы, которые принадлежат к этому классу, содержат определенные добавки некоторых растворяемых элементов. Такими элементами или их комбинациями являются медь, магний, кремний, марганец и цинк, которые применяются, например, в качестве легирующих элементов в деформируемых сплавах серий 2ххх, 6ххх и 7ххх. Некоторые другие элементы также могут добавляться в специальные сплавы для достижения ими специальных свойств.

В результате соответствующей термической обработки растворенные в алюминии атомы этих легирующих элементов постепенно образуют своего рода кластеры в виде очень малых частиц, которые выделяются внутри зерен алюминиевой “матрицы”. Этот процесс называется так и называют – “выделение” (precipitation). Это выделение частиц является металлургическим процессом (фазовым превращением), который происходит по следующим причинам:

  • Исходный алюминиевый сплав находится в термодинамическом состоянии, далеком от равновесия. В результате резкого охлаждения сплав переводится в “переохлажденное состояние” – все растворенные легирующие элементы “замораживаются” в твердом растворе алюминия;
  • Длительность нахождения сплава при данной температуре достаточна для диффузионного образования металлургической структуры (микроструктуры) с достижением более равновесного состояния согласно соответствующей фазовой диаграммой, например, такой, которая приведена на рисунке 1;
  • Вывод сплава из равновесия происходит в результате быстрого охлаждения. При последующей его выдержке при заданной температуре происходит процесс выделения частиц, которые являются препятствием для пластической деформации скольжением в данном сплаве;
  • В течение некоторого времени в процессе выделения этих частиц происходит увеличение их размеров и количества. В результате этого повышается твердость этого сплава и его прочность Происходит “старение” алюминиевого сплава.

Рисунок 1 – Фазовая диаграмма алюминиевых сплавов серии 6ххх [1]

Этот процесс термического упрочнения алюминиевых сплавов формально относится к “дисперсному упрочнению” (precipitation hardening). Однако обычно для алюминиевых сплавов этот  процесс называют “упрочнение старением” (age hardening) или просто “старение” (ageing или aging).

Термин “старение” (ageing) отражает тот факт, что это процесс упрочнения происходит не мгновенно, как это бывает при закалке стали, в достаточно медленно и в течение некоторого времени, часов, дней, недель, месяцев.  Заметим, что у слова “ageing” кроме значения “старение” есть другие значения – вызревание, выдержка (для вина) и, даже, взросление, которые более положительно и оптимистично отражают суть этого процесса.

Скорость и степень упрочнения возрастает, если сплав подвергается старению при повышенной температуре, например, 200 градусов Цельсия. Этот процесс называется “искусственным старением” в отличие от процесса старения при комнатной (цеховой) температуры, который называют “естественным старением”.

Металлургия термического упрочнения алюминия

Фазовая диаграмма

Главным металлургическим свойством алюминиевых сплавов, которые способны упрочняться путем термической обработки является:

  • полная растворимость некоторого химического элемента (соединения) в твердом растворе при повышенной температуре, но только очень ограниченная его растворимость в твердом растворе при комнатной температуре.

Исторически это было впервые выявлено в сплаве Al-Cu. Схематическая фазовая диаграмма для сплавов Al-Cu показана на рисунке 2. Она является классической эвтектоидной системой, но для теории термического упрочнения представляет интерес только ее часть с большим содержанием алюминия (малым содержанием меди). Рассмотрим ниже сплав с химическим составом Al + 4% Cu.

Рисунок 2 – “Алюминиевая” часть фазовой диаграммы Al-Cu [1]

Твердый раствор

При температуре 550 градусов Цельсия (точка А на диаграмме) равновесной структурой является полностью растворенные в алюминиевой матрице атомы меди. Эта структура обозначена греческой буквой “альфа”.   Эту температуру 550 градусов Цельсия часто называют “температура закалки”.

Медленное охлаждение от температуры закалки

При очень медленном охлаждении сплава от температуры 550 градусов Цельсия образуется равновесная микроструктура, которая состоит из альфа-фазы с очень малым содержанием растворенной меди вместе с грубыми частицами равновесной вторичной фазы CuAl2, которые образовались в основном при высоких температурах при охлаждении примерно от между 450 до 300 градусов Цельсия (рисунок 3). Эта равновесная структура (обозначена буквой D на рисунке 3) является стабильной при комнатной температуре, но является не очень прочной и поэтому практически не представляет собой инженерного интереса.

Рисунок 3 – Выделение вторичной фазы из переохлажденного твердого раствора –
образование кластеров растворенных атомов [1]

Быстрое охлаждение от температуры закалки

Ситуация радикально меняется, когда сплав быстро охлаждается в воде от температуры закалки 550 градусов Цельсия до комнатной температуры.

Быстрое охлаждение от точки А до точки В (см. рисунки 2 и 3) “замораживает” твердый раствор в том состоянии, которое было при 550 градусах Цельсия. Конечно, это уже не может быть равновесным состоянием. Говорят, что закаленный (охлажденный) сплав находится в метастабильном состоянии переохлажденного твердого раствора. Это означает, что эта микроструктура является термодинамически неустойчивой и сплав в этом состоянии имеет металлургическую движущую силу для движения (изменения) к равновесной структуре. При повышенной температуре, например, 150 градусов Цельсия этот процесс идет значительно быстрее, чем при комнатной температуре, так как атомы меди и вакансии в алюминиевой матрицы диффундируют намного быстрее. Атомы меди собираются в кластеры (GP-зоны) и эти кластеры имеют вид выделений из твердого раствора. В сплавах Al-Сu эти кластеры имеют форму пластин, в сплавах Al-Zn – сфер, а сплавов Al-Mg-Si – стержней (рисунок 4).

Рисунок 4 – Форма кластеров (GP-зон) в различных системах алюминиевых сплавов [1]

 

Технология термического упрочнения

Нагрев под закалку 

Нагрев под закалку: сплав выдерживается при температуре, при которой достигается гомогенное однофазное состояние.

Интерметаллидные соединения, такие как Mg2Si  в сплавах серии 6ххх или Al2Cu  в сплавах серии 2ххх, полностью переходят в твердый раствор, и  сплав достигает гомогенного состояния. Температура нагрева под закалку, например, для сплавов серии 6ххх, находится в интервале от 500 до 550 °C.

Закалка

Закалка: быстрое охлаждение твердого раствора, например, погружением в воду, непосредственного на выходе из печи или экструзионного пресса.

При этом гомогенное состояние сплава «замораживается» при комнатной температуре – выпадение интерметаллидных частиц предотвращается. Это очень мягкое состояние, поскольку количество барьеров для движения дислокаций – минимально. Для закалки на прессе температура сплава на выходе из пресса должна быть выше температуры растворения интерметаллидных частиц (температуры сольвуса). Сразу после выхода из пресса сплав закаляют путем охлаждения сжатым воздухом или струями воды.

Старение                   

Пересыщенный однофазный твердый раствор является неустойчивым ниже линии сольвуса на диаграмме равновесия. Это однофазное состояние имеет «врожденное» стремление перехода в двухфазное. Это может быть достигнуто двумя путями.

Естественное старение

Старение при комнатной температуре: медленное – в течение нескольких часов, суток или недель – выпадение выделений, в результате чего происходит повышение твердости.

Искусственное старение

Включает нагрев до температуры ниже линии сольвуса; нагрев способствует более эффективному формированию образований и выделений.

Сначала образуются выделения, которые когерентны с алюминиевой матрицей – они имеют ту же кристаллическую решетку, что и матрица. Эти когерентные фазы вызывают напряжение в матрице, которые становятся эффективными барьерами против пластической деформации путем движения дислокаций. Когда эти выделения становятся достаточно большими, они становятся некогерентными и образуют отдельную фазу. Напряжения снижаются, и металл становится снова более мягким, хотя в любом случае остается тверже, чем в состоянии твердого раствора, за счет напряжений, которые неизбежно возникают около выделений.

Механизм упрочнения старением

Рисунок 5 – Механизм сопротивления кластеров движению дислокаций [1]

Графики упрочнения старением

Типичные графики изменения прочности и твердости при различных режимах старения гипотетичного сплава Al-Cu показаны на рисунке 6.

Рисунок  6 – Изменение прочности сплава при различных температурах старения [1]

  • Естественное старение – упрочнение старением при комнатной температуре – происходит очень медленно, в течение недель и месяцев в зависимости от типа сплава и степени легирования.
  • При повышенной температуре – 140 градусов Цельсия – старение происходит значительно быстрее.
  • Для старения при 160 градусах Цельсия пик прочности достигается через 24 часа, а затем сплав теряет прочность, становится мягче. Для сплавов серии 6ххх этот максимум достигается через 8-12 часов в зависимости от сплава.

Источники:

  1. TALAT 1204.01

Приложение – Дополнительная информация


Искусственное старение сплавов 6ххх - АД31, АД33, АД35