Ceramic foam filter for molten aluminum

Molten aluminum in a melting furnace before further processing - casting into ingots or castings - almost always requires filtration. Filtration methods depend on the casting technology used or the method of processing aluminum melt. generally considered, that it is possible and beneficial only when working with large enough volumes of metal. However, filters can be used for large industries., and in small foundries, including for filtering metal during casting of each individual cast.

Ceramic foam filters

In aluminum casting, ceramic foam filters are most commonly used.. Usually they are square plates with side to 178 by 660 and thick 50 mm (figure 1). They are made by introducing polymeric cellular foam into a liquid ceramic pulp. Then this ceramic coated foam is dried and fired., чтобы удалить (выжечь) полимерную основу. В результате получается керамическая реплика (отпечаток) первоначальной органической пенистой структуры [1].

The main ceramic materials for this technology are alumina, диоксид циркония и карбид кремния [2, 3]. Three-dimensional and two-dimensional images of ceramic foam are shown in the figure. 2.


Figure 1 – Типичные пенокерамические фильтры [2]


Figure 2 – Трехмерное и двумерное изображения керамической пены [1]

A convenient characteristic of ceramic foam structure is the number of pores per linear inch (ppi). Industrial ceramic foam filters usually have brands from 10 by 80 ppi [1, 2]:

  • Filter c 10 ppi has a minimum cell size 3800 m, and the maximum cell size is 5100 m.
  • Filter with 50 ppi has a mesh size 1000-1150 m.
  • Filter with 80 ppi has a mesh size 600-700 m.

Filter dimensions depend on its expected performance., the duration of casting and the location of the filter in the filter unit. The choice of the filter grade (ppi value) is determined by the characteristics of the aluminum alloy, casting temperature, degree of contamination of the melt and the required level of purity of the metal at the exit.

Gas or electric heating

Filter well before casting, to ensure its normal operation. After casting, the filter can be reused, if constant heating is provided (figure 3). If the metal hardens in the filter, then for the next casting it must be changed to a new one.


Figure 3 - Gas heating of the ceramic foam filter [3]

Ceramic foam filters in the foundry industry

Typical industrial use of a ceramic foam filter in a filter box, which is installed in the metal transfer line from the melting furnace to the dispensing furnace or casting unit, shown in the figures 4 and 5.

Figure 4 - The principle of operation of the ceramic foam filter in the filter box [1]


Figure 5 - Industrial filter box with ceramic foam filter [2].
Above is an electric heated lid.

In the gutters

At large enterprises, aluminum is filtered during continuous or semi-continuous processing from several tons to hundreds of tons of liquid aluminum. This requires large area filters., which are installed in the system for transferring the melt from the melting or holding furnace to the casting equipment (Figure 6).

Figure 6 - The use of ceramic filters in the casting trough [3]

Filter Filling Bowl

When pouring molten metal, a simple thermally insulated pouring bowl system with filter can be used (Figure 7). This filter is for filtering. 100-500 kg of molten aluminum. If the filter is designed for only one casting, then the pouring bowl itself can be used for several dozen pouring operations [3].


Figure 7 - Filling bowl with filter.
Top left - electrically heated lid [3]

Partition filter baffles

Filter baffles in transfer furnaces are usually the most efficient way to apply filtering to casting workshops.. The filter is installed in the chamber of the transfer furnace in the form of a partition, which separates the compartment for the intake of the melt from the rest of the furnace volume (figure 8). In the case of crucible furnaces, this filter baffle is U-shaped. An optimally selected filter can filter out several hundred tons of molten metal over its life. Its replacement is carried out during the scheduled maintenance of the refractory lining of the furnace [3].


Figure 8 - Filter baffle in the dispensing oven [3].
The heated lid is visible on the left.

Gating system filtration

The best results when filtering liquid aluminum are achieved then, when the filter is placed directly in the gate system, which serves for casting a cast product (figure 9). These filters are disposable..


Figure 9 - Disposable ceramic foam filters in the gating system [1]

Gating Filtration

Direct casting through a sprue bowl, in which the filter is installed, may apply, for example, for gravity sand casting. This method applies circular filters (Figure 10).


Figure 10 - Disposable ceramic filters in the sprue bowl [3]

Filtration on injection molding machines

In the case of low pressure casting technology, the gating system is a metal or ceramic pipe (Figure 11). Instead of a disposable filter mesh, a special round ceramic foam filter is installed in it (Figure 12).

Figure 11 - Low pressure casting machine
with disposable ceramic filter [3]


Figure 12 - Round disposable ceramic filters
for low pressure die casting machines [3]

Sources:

  1. Molten Metal Processing / R. Otsuka // Handbook of Aluminum, Vol. 1 – 2003
  2. https://www.pyrotek.comPyrotek Corporation - 2020
  3. Specifics of aluminium alloys filtration - LANIK company - 2020

Пенокерамические фильтры для жидкого алюминия

Жидкий алюминий в плавильной печи перед дальнейшей обработкой – разливкой в слитки или отливки – практически всегда требует фильтрования. Методы фильтрования зависят от применяемой технологии литья или метода обработки алюминиевого расплава. Обычно считается, что это возможно и выгодно только при работе с достаточно большими объемами металла. Однако фильтры  могут применяться как для крупных производствах, так и на малых литейных предприятиях, в том числе для фильтрования металла при литье каждой отдельной отливки.

Пенокерамические фильтры

При алюминиевом литье наиболее часто применяются пенокерамические фильтры. Обычно они представляют собой квадратные плиты со стороной от 178 до 660 и толщиной 50 мм (рисунок 1). Их изготавливают путем введения полимерной ячеистой пены в жидкую керамическую пульпу. Затем эту пену с керамическим покрытием высушивают и обжигают, чтобы удалить (выжечь) полимерную основу. В результате получается керамическая реплика (отпечаток) первоначальной органической пенистой структуры [1].

Основными керамическим материалами для этой технологии являются оксид алюминия, диоксид циркония и карбид кремния [2, 3]. Трехмерное и двумерное изображения керамической пены показано на рисунке 2.


Рисунок 1 – Типичные пенокерамические фильтры [2]


Рисунок 2 – Трехмерное и двумерное изображения керамической пены [1]

Удобной характеристикой структуры керамической пены является количество пор на линейный дюйм (ppi). Промышленные пенокерамические фильтры имеют обычно марки от 10 до 80 ppi [1, 2]:

  • Фильтр c 10 ppi имеет минимальный размер ячейки 3800 мкм, а максимальный размер ячейки – 5100 мкм.
  • Фильтр с 50 ppi имеет размер ячеек 1000-1150 мкм.
  • Фильтр с 80 ppi имеет размер ячеек 600-700 мкм.

Размеры фильтра зависят от его ожидаемой производительности, длительности литья и расположения фильтра в фильтровальном узле. Выбор марки фильтра (величины ppi) определяется особенностями алюминиевого сплава, температуры литья, степени загрязненности расплава и требуемого уровня чистоты металла на выходе.

Газовый или электрический подогрев

Перед разливкой фильтр хорошо разогревают, чтобы обеспечить его нормальную работу. После окончания разливки фильтр может применяться повторно, если обеспечивается его постоянный подогрев (рисунок 3). Если металл затвердеет в фильтре, то для следующей разливки его надо менять на новый.

 
Рисунок 3 – Газовый подогрев пенокерамического фильтра [3]

Пенокерамические фильтры в литейном производстве

Типичное промышленное применение пенокерамического фильтра в фильтр-боксе, который установлен в линии передачи металла от плавильной печи к раздаточной печи или литейному агрегату, показано на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4 – Принцип работы пенокерамического фильтра в фильтр-боксе [1]


Рисунок 5 – Промышленный фильтр-бокс с пенокерамическим фильтром [2].
Сверху находится подогреваемая электричеством крышка

В литейных желобах

На крупных предприятиях фильтрование алюминия производят при непрерывной или полунепрерывной обработке от нескольких тонн до сотен тонн жидкого алюминия. Это требует фильтров с большой площадью, которые устанавливаются в систему передачи расплава от плавильной или раздаточной печи к литейному оборудованию (рисунок 6).

Рисунок 6 – Применение керамических фильтров в литейном желобе [3]

Фильтровальная разливочная чаша

При разливке расплавленного металла может применяться простая система термоизолированной разливочной чаши с фильтром (рисунок 7). Этот фильтр предназначен для фильтрования 100-500 кг расплавленного алюминия. Если фильтр рассчитан только одну разливку, то сама разливочная чаша может применяться несколько десятков разливочных операций [3].


Рисунок 7 – Разливочная чаша с фильтром.
Вверху слева – крышка с электрическим подогревом [3]

Фильтровальные перегородки в раздаточных печах

Фильтровальные перегородки в раздаточных печах обычно являются наиболее эффективным способом применения фильтрования для цехов по производству отливок. Фильтр устанавливается в камеру раздаточной печи в виде перегородки, которая отделяет отделение для забора расплава от остального объема печи (рисунок 8). В случае тигельных печей эта фильтрующая перегородка имеет U-образную форму. Оптимально подобранный фильтр за свой срок службы способен отфильтровать несколько сотен тонн расплавленного металла. Его замена производится во время планового технического обслуживания огнеупорной футеровки печи [3].


Рисунок 8 – Фильтровальная перегородка в раздаточной печи [3].
Слева видна подогреваемая крышка

Фильтрование в литниковой системе

Лучшие результаты при фильтровании жидкого алюминия достигаются тогда, когда фильтр помещается непосредственно в литниковую систему, которая служит для отливки литого изделия (рисунок 9). Эти фильтры являются одноразовыми.


Рисунок 9 – Одноразовые пенокерамические фильтры в литниковой системе [1]

Фильтрование в литниковой чаше

Непосредственное литье через литниковую чашу, в которой установлен фильтр, может применяться, например, при гравитационном литье в песчаные формы. Этот метод применяет круглые фильтры (рисунок 10).


Рисунок 10 – Одноразовые керамические фильтры в литниковой чаше [3]

Фильтрование на машинах литья под давлением

В случае технологии литья под низким давлением литниковая система представляет собой металлическую или керамическую трубу (рисунок 11). Вместо одноразовой фильтрующей сетки в нее устанавливают специальный круглый пенокерамический фильтр (рисунок 12).

Рисунок 11 – Машина литья под низким давлением
с одноразовым керамическим фильтром [3]


Рисунок 12 – Круглые одноразовые керамические фильтры
для машин литья под низким давлением [3]

Источники:

  1. Molten Metal Processing / R. Otsuka // Handbook of Aluminum, Vol. 1 – 2003
  2. https://www.pyrotek.com  – Корпорация Pyrotek –  2020
  3. Specifics of aluminium alloys filtration – Компания LANIK – 2020