The use of aluminum in coins

Introduction

Aluminum, it seems, very suitable material for making coins. It is available, has a moderate cost, light weight, high corrosion resistance, high electrical conductivity. From one kilogram of aluminum, the mint could mint in 2,5-3 times more coins, than when minting traditional copper, steel or zinc coins. The lighter weight of the coins could make them easier to carry in wallets and pockets, and also less expensive to transport in large quantities. Why then, don't we see the massive use of aluminum coins?

Coin alloy selection factors

The complex process of selecting a new metal or alloy for wide circulation coins is detailed in a report from the US Mint. [1], which was dedicated to finding new, cheaper materials for coins in denominations 1 cent.

Factors, which must be considered when designing or choosing a new metal for making coins, are, including [1]:

  • Material availability, now and in the future
  • Cost of materials
  • Manufacturing cost
  • Service life of stamping dies
  • Ability to perform electromagnetic signature
  • Wear resistance
  • corrosion resistance
  • Color and its change during the circulation of coins
  • Ability to perform minting (yield strength and plasticity)
  • strain hardening
  • Density
  • Impact on the environment
  • Toxicity
  • Health and safety of coin makers
  • Recyclability (recycling)
  • Coated coins, clad metal or monolithic
  • Security or inefficiency in issuing counterfeit coins
  • Compatible with vending machines and similar equipment
  • Recognition "by touch" for blind and partially sighted people
  • Possibility of simultaneous circulation of current and new coins

Aluminum in coins

Aluminum bronze coins

Aluminum is widely used in coinage as the main component in the well-known coinage copper alloy - aluminum bronze.. Classic "bronze" – it is a copper-tin alloy. There is also nickel bronze.

Aluminum bronze are copper-aluminum alloys with an aluminum content from 5 % to 11 % and with small additions of manganese and nickel. They are yellow and have a hard surface. Aluminum bronze option, Nordic Cold, applies to coins 10, 20 and 50 eurocents. The composition of this alloy: 89 % Cu, 5 % Al, 5 % Zn и 1 % Sn.

Aluminum bronzes are a popular coinage material, as they have a higher corrosion resistance, than common bronze, and also have a characteristic color.

Figure 1 - Coins 10, 20 and 50 aluminum bronze eurocents [2]

"Coin" aluminum alloys

Aluminium alloy 5052

A series of wrought aluminum alloys "aluminum-magnesium" (Al-Mg) is considered especially suitable for making coins.. In these alloys, magnesium provides hardening of aluminum due to the formation of a solid solution in it. Moreover, these alloys have the ability to work hardening during embossing, which increases the metal's resistance to wear. Al-Mg series alloys are not heat-hardened and therefore reach medium strength. One of these alloys, which has been considered as a candidate for making aluminum coins is an alloy 5005, low alloy Al-0.7% Mg.

The most suitable aluminum alloy for coinage is considered to be 5052 - aluminum-magnesium alloy with chromium additives (Al-2.5Mg-0.25% Cr). This alloy is widely used in shipbuilding and is produced in large quantities.. It has higher wear resistance, than alloys 1100, 5005 and 3003. Aluminium alloy 5052 is thermally unhardened and must be supplied sufficiently cold-worked to make coins H32, to ensure clean cutting of blanks for coins. For the manufacture of coins, sheets of alloy 5025-H32 are required with the thickness of the manufactured coin.

Aluminum alloys 1100 and 3003

Various manufacturers of commemorative signs use aluminum 1100, which is a technically pure aluminum with little hardening due to impurities, primarily, gland. Since this hardware can be added on purpose, then this aluminum can formally be considered an aluminum alloy. An aluminum-manganese alloy is also considered as another coin alloy. 3003 (Al-Mn) [1]. Both alloys provide low cost and high cold deformation properties..

USA 1-cent aluminum coin

It is known, that in the 1970s the US Mint recommended one of the aluminum alloys, apparently, 5052-H32, for the production of one-cent coins, to replace the still-circulating copper-plated steel coin. A trial batch of aluminum one-cent coins was issued (Figure 2). However, this met with fierce opposition from business through vending machines., as well as the coin industry. Coin industry experts have unanimously recommended avoiding the use of aluminum, as a material for coins of mass circulation. The low weight of aluminum coins makes them prone to jamming in vending machines, which can lead to an increase in the cost of their maintenance. Moreover, vending machine owners and manufacturers celebrated, that the electrical and magnetic properties of aluminum alloys are much more sensitive to temperature, than, for example, the famous "cupronickel". Aluminum also turned out to be more prone to significant deviations in its properties as a result of fluctuations within the permissible limits of the chemical composition and parameters of the production process [1].

Figure 2 - US trial aluminum one cent coin 1974 years [1]

For the manufacture of small change coins, for example, American one cent coin, aluminum and its alloys have a number of advantages, including: relatively low cost (similar price per unit of weight as zinc), low embossing forces and high corrosion resistance. The disadvantages of aluminum as a coin metal include its low strength., which can cause problems with low wear resistance of coins and adhesion of aluminum to the stamping tool during their manufacture.

Japanese aluminum coins

Japanese coin in denomination 1 yen, which was first released in 1955 year, is the oldest coin currently in production. Its design has not changed since then.

Figure 3 - Japanese aluminum coin in denomination 1 yen [3]

This coin is made of technically pure aluminum and has a diameter of 20 mm weighs exactly one gram. Therefore, it is also used as a weighting measure.. Interesting, that Soviet coins in 1, 2, 3 and 5 kopecks also weighed accordingly 1, 2, 3 and 5 grams and were also used for weighing small portions of materials, for example, in school chemistry experiments. Moreover, the aluminum Japanese yen has been found to be very useful in demonstrating the surface tension of water: when carefully placed in a glass of water, she does not drown, but floats (figure 4). See. also video “The Floating Yen“.


Figure 4 - Floating aluminum yen [4]

Germanic aluminum coins

Aluminum coin 1923 of the year

Figure 5 – Inflationary aluminum coin denomination 50 million marks [7]

Aluminum coins 1935-1944 years

Figure 6 – Aluminum coin denomination 50 pfennings [8]

Aluminum coins of the former GDR

Aluminum coins were issued in the former GDR. On the first series of coins 1948 by 1950 years with dignity in 1, 5, 10 and 50 pfennig was depicted an ear of wheat on a gear. V 1952/53 this motive was replaced by a hammer with a compass, surrounded by two ears of corn. Aluminum coins remained in circulation until 1972 of the year. Coins in 1 pfenning had a diameter 17 mm and weighed only 0,70-0,75 g. Apparently, they swam as well as Japanese yen!

Figure 7 – Coins in 1 pfenning of the former GDR [5]

Italian aluminum lyres

From 1946 years and before the introduction of the euro in 2002 year in Italy, aluminum coins were issued in denominations 1, 2, 5 and 10 lyre (drawing 8).


Figure 8 - Aluminum Italian lira [5]

Aluminum coins of Poland

From 1949 by 1995 year Poland issued aluminum coins in denominations 1, 2, 5, 10, 20 and 50 money, a 1, 2 and 5 zlotys.


Figure 9 – Polish aluminum coins 1949-1995 years [9]

Ukrainian coin 2 Kopeck

In Ukraine since 1992 by 1996 two-kopeck aluminum coins were issued . The chemical composition or name of the aluminum alloy of these coins is unknown..


Figure 10 - Ukrainian aluminum two-kopeck coin 1992-1996 years

Aluminum coating on steel coins

Low-carbon steels have been successfully used to make coins, mostly of the lowest dignity, for example, Canadian one cent coin. Currently, ultra-low-carbon steels with a carbon content below 0,01 %. This results in a reduction in efforts when minting coins and a decrease in fatigue damage to the die for minting coins.. Unfortunately, all carbon steels are subject to rust and must be protected against corrosion.

Zinc plating was applied, for example, on US pennies during World War II. However, galvanizing coin blanks is quite expensive and, Moreover, when such coins are circulated, this zinc coating quickly loses its attractive appearance. Pre-galvanizing steel strips is cheaper, than galvanizing coin blanks, but at the same time their edges remain largely unprotected after, how they are cut out of galvanized tape.

Aluminized steel could be an alternative to galvanized steel, when the aluminum coating plays the role of a "sacrificial" anode, which protects steel from corrosion [6]. However, according to [1], this coverage has similar problems., as zinc coating, and the cost benefit is minimal.

Conclusion

As we can see, despite the apparent advantages of aluminum as a material for making coins, there are several reasons, for which it is used quite rarely and, usually, only for coins of the lowest denomination, as well as in times of high inflation. The main reasons, for which aluminum is little used for the manufacture of coins, are:

  • too light - problems for the receiving devices of vending machines and similar machines
  • low wear resistance - fast abrasion when handling
  • increased adhesion of metal to stamping dies
  • increased spread of electrical properties, which makes it difficult to "recognize" coin acceptors.

Sources:

  1. Alternative Metals – Final Report – 2012 – www.usmint.gov/
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Euro_coins
  3. https://www.mint.go.jp/eng/kids-eng/eng_kids_circulating_c.html
  4. https://www.teachersource.com/product/floating-yen-coins
  5. https://en.numista.com/
  6. United States Patent – US 9,540,735 B2 – Jan. 10, 2017
  7. https://www.vcoins.com/
  8. https://coinquest.com/
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Coins of the Polish People's Republic

Применение алюминия в монетах

Введение

Алюминий, как представляется, является весьма подходящим материалом для изготовления монет. Он доступен, имеет умеренную стоимость, малый вес, высокую коррозионную стойкость, высокую электрическую проводимость. Из одного килограмма алюминия монетный двор мог бы чеканить в 2,5-3 раза больше монет, чем при чеканке традиционных медных, стальных или цинковых монет. Более легкий вес монет мог бы сделать их более удобными для ношения в кошельках и карманах, а также менее дорогим для транспортирования в больших количествах. Почему же тогда, мы не видим массового применения алюминиевых монет?

Факторы выбора монетных сплавов

Сложный процесс выбора нового металла или сплава для монет широкого обращения подробно описан в докладе Монетного двора США [1], который был посвящен поиску новых, более дешевых материалов для монеты достоинством в 1 цент.

Факторами, которые необходимо рассматривать при проектировании или выборе нового металла для изготовления монет, являются, в том числе [1]:

  • Доступность материалов, сейчас и в будущем
  • Стоимость материалов
  • Стоимость изготовления
  • Срок службы чеканочных штампов
  • Возможность выполнения электромагнитной подписи
  • Износостойкость
  • Коррозионная стойкость
  • Цвет и его изменение в течение обращения монет
  • Способность к выполнению чеканки (предел текучести и пластичность)
  • Деформационное упрочнение
  • Плотность
  • Влияние на окружающую среду
  • Токсичность
  • Здоровье и безопасность работников по изготовлению монет
  • Способность к повторному использованию (рециклингу)
  • Монеты с покрытием, из плакированного металла или монолитные
  • Защищенность или неэкономичность к выпуску фальшивых монет
  • Совместимость с торговыми автоматами и подобному оборудованию
  • Узнаваемость «наощуп» для незрячих и слабозрячих людей
  • Возможность одновременного обращения текущих и новых монет

Алюминий в монетах

Монеты из алюминиевой бронзы

Алюминий находит широкое применение в монетном деле в качестве основного компонента в известном монетном медном сплаве – алюминиевой бронзе. Классическая «бронза» – это сплав меди с оловом. Бывает также никелевая бронза.

Алюминиевая бронза – это медно-алюминиевые сплавы с содержанием алюминия от 5 % до 11 % и с небольшими добавками марганца и никеля. Они имеют желтый цвет и твердую поверхность. Вариант алюминиевой бронзы, Nordic Cold, применяется для монет 10, 20 и 50 евроцентов. Состав этого сплава: 89 % Cu, 5 % Al, 5 % Zn и 1 % Sn.

Алюминиевые бронзы является популярным монетным материалом, так как они имеют более высокую коррозионную стойкость, чем обычная бронза, а также имеют характерный цвет.

Рисунок 1 – Монеты 10, 20 и 50 евроцентов из алюминиевой бронзы [2]

«Монетные» алюминиевые сплавы

Алюминиевый сплав 5052

Особенно подходящим для изготовления монет считается серия деформируемых алюминиевых сплавов «алюминий-магний» (Al-Mg). В этих сплавах магний обеспечивает упрочнение алюминия за счет образования в нем твердого раствора. Кроме того, эти сплавы обладают способностью к деформационному упрочнению при чеканке, что повышает сопротивление металла износу. Сплавы серии Al-Mg являются нетермоупрочняемыми и поэтому достигают среднего уровня прочности. Одним из таких сплавов, который рассматривался как кандидат для изготовления алюминиевых монет является сплав 5005, малолегированный сплав Al-0,7%Mg.

Наиболее подходящим для монетного дела алюминиевым сплавом считается сплав 5052 – алюминиево-магниевый сплав с добавками хрома (Al-2,5Mg-0,25%Cr). Этот сплав широко применяется в судостроении и производится в больших количествах. Он обладает более высоким сопротивлением износу, чем сплавы 1100, 5005 и 3003. Алюминиевый сплав 5052 является термически неупрочняемым и для изготовления монет должен поставляться в достаточно нагартованном состоянии H32, чтобы обеспечивать чистую вырубку заготовок под монеты. Для изготовления монет требуются листы из сплава 5025-Н32 толщиной изготавливаемой монеты.

Алюминиевые сплавы 1100 и 3003

Различные производители памятных знаков применяют алюминий 1100, который является технически чистым алюминием с небольшим упрочнением за счет примесей, в основном, железа. Поскольку это железо может добавляться намеренно, то этот алюминий может формально считаться алюминевым сплавом. В качестве еще одного монетного сплава рассматривают также алюминиево-марганцевый сплав 3003 (Al-Mn) [1]. Оба сплава обеспечивают невысокую цену и высокую способность к холодной деформации.

Алюминиевая одноцентовая монета США

Известно, что в 1970-е годы Монетный двор США рекомендовал один из алюминиевых сплавов, по-видимому, 5052-Н32, для изготовления одноцентовых монет, чтобы заменить обращающуюся до сих пор монету из стали с медным покрытием. Была выпущена пробная партия алюминиевых одноцентовых монет (рисунок 2). Однако это встретило ожесточенное сопротивление бизнеса через торговые автоматы, а также промышленности по изготовлению монет. Специалисты производств по изготовлению монет единодушно рекомендовали избегать применения алюминия, как материала для монет массового обращения. Низкая масса алюминиевых монет делает их склонными к заеданию в приемных механизмах торговых автоматов, что может приводить к увеличению расходов на их техническое обслуживание. Более того, владельцы и производители торговых автоматов отмечали, что электрические и магнитные свойства алюминиевых сплавов являются намного более чувствительными к температуре, чем, например, у знаменитого «купроникеля». Алюминий оказался также более склонным к существенным отклонениям своих свойств в результате колебаний в допустимых пределах химического состава и параметров производственного процесса [1].

Рисунок 2 – Пробная алюминиевая одноцентовая монета США 1974 года [1]

Для изготовления мелких разменных монет, например, американской одноцентовой монеты, алюминий и его сплавы имеют ряд преимуществ, в том числе: относительно низкую стоимость (аналогичную цену за единицу веса как у цинка), низкие усилия чеканки и высокая коррозионная стойкость. К недостаткам алюминия в качестве монетного металла относят его низкую прочность, что может давать проблемы с низкой износостойкостью монет и налипанием алюминий на штамповый инструмент при их изготовлении.

Японские алюминиевые монеты

Японская монета достоинством в 1 йену, которая впервые была выпущена в 1955 году, является самой старой из монет выпускаемых в настоящее время. Ее дизайн с тех пор не менялся.

Рисунок 3 – Японская алюминиевая монета достоинством в 1 йену [3]

Эта монета изготавливается из технически чистого алюминия и при диаметре 20 мм весит ровно один грамм. Поэтому она также применяется и как весовая мера. Интересно, что советские монеты в 1, 2, 3 и 5 копеек тоже весили соответственно 1, 2, 3 и 5 граммов и также применялись для взвешивания небольших порций материалов, например, при школьных химических опытах. Кроме того, алюминиевая японская йена оказалась очень полезной для демонстрации поверхностного натяжения воды: если ее осторожно поместить в стакан с водой, она не тонет, а плавает (рисунок 4). См. также видео “The Floating Yen“.


Рисунок 4 – Плавающая алюминиевая йена [4]

Германские алюминиевые монеты

Алюминиевая монета 1923 года

Рисунок 5 – Инфляционная алюминиевая монета номиналом 50 миллионов марок [7]

Алюминиевые монеты 1935-1944 годов

Рисунок 6 – Алюминиевая монета номиналом 50 пфеннингов [8]

Алюминиевые монеты бывшей ГДР

Алюминиевые монеты выпускались в бывшей ГДР. На первой серии монет 1948 по 1950 годов достоинством в 1, 5, 10 и 50 пфеннигов был изображен колос пшеницы на шестерне. В 1952/53 году этот мотив был заменен молотком с циркулем, окруженным двумя початками кукурузы. Алюминиевые монеты оставались в обращении до 1972 года. Монеты в 1 пфеннинг имели диаметр 17 мм и весили всего 0,70-0,75 г. По-видимому, они плавали не хуже японских йен!

Рисунок 7 – Монеты в 1 пфеннинг бывшей ГДР [5]

Итальянские алюминиевые лиры

С 1946 года и до введения евро в 2002 году в Италии выпускались алюминиевые монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 лир (рисунок 8).


Рисунок 8 – Алюминиевая итальянская лира [5]

Алюминиевые монеты Польши

С 1949 по 1995 года Польша выпускала алюминиевые монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20 и 50 грошей, а 1, 2 и 5 злотых.


Рисунок 9 – Польские алюминиевые монеты 1949-1995 годов [9]

Украинская монета 2 копейки

В Украине с 1992 по 1996 год выпускались двухкопеечные алюминиевые монеты. Химический состав или наименование алюминиевого сплава этих монет неизвестны.


Рисунок 10 – Украинская алюминиевая двухкопеечная монета 1992-1996 годов

Алюминиевое покрытие на стальных монетах

Низкоуглеродистые стали успешно применялись для изготовления монет, в основном самого низкого достоинства, например, канадская одноцентовая монета. В настоящее время для таких монет все больше применяют сверхнизкоуглеродистые стали с содержанием углерода ниже 0,01 %. Это дает снижение усилий при чеканке монет и снижение усталостных повреждение матрицы для чеканки монет. К сожалению, все углеродистые стали подвергаются ржавчине и должны быть защищены от коррозии.

Нанесение цинкового покрытия применялось, например, на одноцентовых монетах США в годы Второй мировой войны. Однако цинкование заготовок монет довольно дорого и, кроме того, при обращении таких монет это цинковое покрытие быстро теряет свой привлекательный вид. Предварительное цинкование стальных лент является более дешевым, чем цинкование заготовок монет, но при этом их кромки остаются во многом не защищенными после того, как их вырубают из оцинкованной ленты.

Алюминизированная сталь могла бы быть альтернативой оцинкованной стали, когда алюминиевое покрытие играет роль «жертвенного» анода, который защищает сталь от коррозии [6]. Однако по данным [1] это покрытие имеет аналогичные проблемы, что и цинковое покрытие, а выигрыш по стоимости является минимальным.

Заключение

Как мы видим, несмотря на кажущиеся преимущества алюминия как материала для изготовления монет, существует несколько причин, по которым он применяется довольно редко и, как правило, только для монет самого низкого достоинства, а также во времена высокой инфляции. Основными причинами, по которым алюминий мало применяют для изготовления монет, являются:

  • слишком малый вес – проблемы для приемных устройств торговых автоматов и подобных машин
  • невысокая износостойкость – быстрое истирание при обращении
  • повышенное налипание металла на чеканочные штампы
  • повышенный разброс электрических свойств, что затрудняет их «узнаваемость» монетоприемными устройствами.

Источники:

  1. Alternative Metals – Final Report – 2012 – www.usmint.gov/
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Euro_coins
  3. https://www.mint.go.jp/eng/kids-eng/eng_kids_circulating_c.html
  4. https://www.teachersource.com/product/floating-yen-coins
  5. https://en.numista.com/
  6. United States Patent – US 9,540,735 B2 – Jan. 10, 2017
  7. https://www.vcoins.com/
  8. https://coinquest.com/
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Монеты Польской Народной Республики