How the E6 Alkaline Etching Bath Works

Alkaline pickling bath E6

For decorative matting of the surface during anodizing of aluminum products in Europe, alkaline etching is mainly used.. These special pickling baths are used in accordance with DIN 17611 for surface treatment "E6". Such pickling baths are usually called so: "baths E6". These bathtubs have a very attractive decorative brushed aluminum surface when properly maintained..

These long term pickling baths are very durable, if properly maintained. Correct maintenance of these baths is especially important then, when they have a high aluminum content, what is needed to achieve a decorative matte surface. This prevents the bath from going into an unstable state.. Insufficient maintenance of the bath can lead to precipitation of aluminum hydroxide, which means the complete loss of this bath.

The main features of this bath are:

  • High aluminum content
  • Specified sodium hydroxide content in relation to aluminum content
  • Special additives for keeping aluminum in solution
  • Additives for the deposition of impurity metals.

Impurity metal precipitation additives separate the impurity metals from the aluminum alloy and form with them insoluble or poorly soluble metal sulfides (usually very small, black particles). Depending on the content of impurity metals in the aluminum alloy, the alkaline solution of the E6 bath quickly turns black. Small, black pigments are not involved in the etching process [1].

Aluminum Alkaline Etching Process

Purpose of Alkaline Etching of Aluminum

The process of alkaline etching of aluminum products occurs when they are immersed in an aqueous solution of sodium hydroxide and some additives.

Factors, which affect this process are:

  • Etching rate, which depends on:
    – temperature
    – aluminum hydroxide concentration
  • Time (processing time).

The purpose of alkaline trawling is:

  • Dissolve the aluminum surface, to remove embedded impurities and imperfections. The result is a smooth, homogeneous base for the subsequent anodizing process to obtain an anodic coating with a decorative finely dispersed matte surface.

Chemical reactions of alkaline etching of aluminum

It happens, when aluminum on the surface of the product interacts with sodium hydroxide and water to form sodium aluminate and release hydrogen, according to the following chemical reaction (reaction No. 1) [2]:

This reaction occurs with the consumption of free sodium hydroxide.

When the concentration of sodium aluminate increases, the side reaction according to the following formula (reaction No. 2) becomes more and more preferable:

 

 

In this reaction, sodium aluminate reacts with water, resulting in the formation of aluminum hydroxide, which accumulates as a suspension in the bath solution E6. As you can see from this formula, this reaction also results in the release of additional sodium hydroxide, which the, in turn, consumed in reaction # 1.

Aluminum hydroxide slowly precipitates from the suspension in the bath solution E6 to the bottom of the bath or to various surfaces inside the bath E6, for example, on heating elements, very hard fossils. This occurs according to the following reaction of aluminum hydroxide dehydration (reaction No. 3):

 

 

The resulting reaction for the aluminum alkaline etching process is a reaction between aluminum and water to form an alumina precipitate and release hydrogen.

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Factors, which affect the rates of these reactions # 1, # 2 and # 3 are:

  • temperature
  • sodium hydroxide concentration
  • aluminum concentration in solution
  • additives to prevent precipitation of aluminum hydroxide from solution and to promote desired reactions

When the concentration of aluminum in solution increases, free aluminum hydroxide is consumed according to reaction No. 1. It can quickly reduce the sodium hydroxide concentration until, until reaction # 2 releases it back into solution.

Solubility of aluminum in an alkaline solution

Aluminum dissolves well in solutions of caustic soda [3]:

  • 7 moles per liter, which is equivalent to:
  • 7 x 27 = 189 g / l for Al3+ or
  • 7 x 82 = 574 g / l for NaAlO2

The numbers 27 and 82 Is the atomic weight of aluminum and the molecular weight of sodium aluminate, respectively.

Such a high solubility of aluminum in a caustic soda solution is achieved when the following conditions are met simultaneously:

  • the specified concentration of caustic soda (NaOH) is maintained,
  • the set temperature of the solution is maintained,
  • the specified concentration of special additives is maintained, which prevent the precipitation of aluminum hydroxide.

Maintaining the stability of the bath E6

A high aluminum content is required for particularly matt surfaces, which can reach 200 g / l. With such a high aluminum content, special attention is required to bath stability [1].

Stable black bath E6

Just one look is enough, to determine if bath E6 is still stable. If it has a deep black color (picture 1), then you can be sure, that the bath is sufficiently stable. Of course, this visual assessment must always be confirmed by regular chemical analysis of the composition of the bath.


Figure 1 - Bath E6 deep black in stable condition [1]

Gray bath E6 - what's going on?

If the E6 bathtub turns gray instead of rich black, then you need to react immediately. In this case, the process of destabilization has already begun.. During this process, white, poorly soluble aluminum hydroxide particles. If the proportion in the bath continues to increase, then the bathtub becomes more and more gray, that is, the black color changes to dark gray, then medium gray, then light gray, until it turns completely white. In a light gray and white state, the bath is considered lost and must be completely restored., which requires significant amounts of finance, work and time. Therefore, it is necessary in every possible way to avoid the occurrence of such a state..


Figure 2 - Bath E6 dark gray - the beginning of destabilization [1]

How to save the unstable gray bath E6?

If the alkaline bath E6 turns slightly gray, necessary:

  • Complete bath chemistry analysis immediately.
  • A decrease in the aluminum content will indicate the instability of the bath., since part of the dissolved aluminum has already separated from the solution in the form of poorly soluble aluminum hydroxide.
  • At the same time, the sodium hydroxide content will increase, so it is released during the destabilization of the solution.

Figure 3 - Chemical reaction of the destabilization process [1]

It would be a mistake not to add sodium hydroxide to the bath., although its content is most likely still within the specified interval. Low alkalinity contributes to further destabilization of this bath [1]:

  1. A large amount of a special additive must be added to the gray bath (for example, Alfasatin) for extra stabilization, for example, twice as much, than usual.
  2. It is recommended to increase the alkalinity of the bath by adding sodium hydroxide, to further stabilize it.

These stabilization measures ensure that, to:

  • no further precipitation of aluminum hydroxide occurred and
  • the aluminum hydroxide remaining in the bath solution was gradually removed from the bath with treated aluminum surfaces.

As a result, the bath should gradually return to a stable state (black). During this time, monitoring the bath chemistry is especially important.. If the bath solution turns black again, then the stabilization process can be considered successful.

What to do with a light gray or milky white bath E6?

If the bath E6 has reached this state (figure 4), then there is no longer any way to save her. You can only wait a while, until the white sludge settles to the bottom of the bath. The settled liquid phase can then be pumped into an empty bath or container and then, depending on her condition, use when preparing a new bath.

However, the released white alumina sludge must be removed from the bath as soon as possible. If you delay with this, it will become stone and it will already be very difficult to clean the bathtub from it (picture 5).


Figure 4 - Fully destabilized bath E6 [1]


Figure 5 - Fossilized sludge of aluminum hydroxide from the bath E6 [1]

 

Sources:

  1. https://alufinish.de/en/destabilisation-of-alkaline-e6-long-term-pickling-processes/
  2. SPECULAR REFLECTANCE OF ANODIZED 6061-T6 ALUMINUM ALLOY / JON STRAUSS, Oregon State University – 2013
  3. Alkaline Etching of Aluminum & Its Alloys – A New Caustic Soda Recovery System –Italecno S.r.l. & Chemetall 2002.

Как работает ванна Е6 щелочного травления алюминия

Ванна щелочного травления Е6

Для декоративного матирования поверхности при анодировании алюминиевых изделий в Европе применяется в основном щелочное травление. Эти специальные травильные ванны применяются в соответствии с DIN 17611 для поверхностной обработки «Е6». Такие травильные ванны обычно так и называют: «ванны Е6». При правильном техническом обслуживании этих ванн в них получают весьма привлекательную декоративную матовую алюминиевую поверхность.

Эти долгосрочные травильные ванны являются очень живучими, если их подвергать должному техническому обслуживанию. Особенно важным правильное техническое обслуживание этих ванн является тогда, когда они имеют высокое содержание алюминия, что необходимо для достижения декоративной матовой поверхности. Это предотвращает ванну от перехода в нестабильное состояние. Недостаточное техническое обслуживание ванна может привести к выпадению гидроксида алюминия в осадок, что означает полную потерю этой ванны.

Основными особенностями этой ванны являются:

  • Высокое содержание алюминия
  • Заданное содержание гидроксида натрия по отношению к содержанию алюминия
  • Специальные добавки для удержания алюминия в растворе
  • Добавки для осаждения примесных металлов.

Добавки для осаждения примесных металлов отделяют примесные металлы от алюминиевого сплава и образуют с ними нерастворимые или плохо растворимые сульфиды металлов (обычно очень мелкие, черные частицы). В зависимости от содержания примесных металлов в алюминиевом сплаве щелочной раствор ванны Е6 быстро становится черным. Мелкие, черные пигменты не участвуют в процессе травления [1].

Процесс щелочного травления алюминия

Цель щелочного травления алюминия

Процесс щелочного травления алюминиевых изделий происходит при их погружении в водный раствор гидроксида натрия и некоторых добавок.

Факторами, которые влияют на этот процесс являются:

  • Скорость травления, которая зависит от:
    – температуры
    – концентрации гидроксида алюминия
  • Время (длительность обработки).

Целью щелочного траления является:

  • Растворить поверхность алюминия, чтобы удалить внедренные в ней примеси и несовершенства. В результате получается гладкая, однородная основа для последующего процесса анодирования с получением анодного покрытия с декоративной мелкодисперсной матовой поверхностью.

Химические реакции щелочного травления алюминия

Это происходит, когда алюминий на поверхности изделия взаимодействует с гидроксидом натрия и водой с образованием алюмината натрия и выделением водорода, согласно следующей химической реакции (реакция №1) [2]:

Эта реакция происходит с потреблением свободного гидроксида натрия.

Когда концентрация алюмината натрия возрастает, все более предпочтительной становится побочная реакция согласно следующей формуле (реакция №2):

 

 

В этой реакции алюминат натрия реагирует с водой, в результате чего образуется гидроксид алюминия, который накапливается в виде суспензии в растворе ванны Е6. Как видно из этой формулы, эта реакция приводит также к высвобождению дополнительного гидроксида натрия, который, в свою очередь, потребляется в реакции №1.

Гидроксид алюминия медленно осаждается из суспензии в растворе ванны Е6 на дно ванны или на различные поверхности внутри ванны Е6, например, на нагревательные элементы, в виде очень твердых окаменелостей. Это происходит согласно следующей реакции дегидратации гидроксида алюминия (реакция №3):

 

 

Результирующей реакцией для процесса щелочного травления алюминия является реакция между алюминием и водой с образованием осадка в виде оксида алюминия и выделением водорода.

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Факторами, которые влияют на скорости этих реакций №1, №2 и №3 являются:

  • температура
  • концентрация гидроксида натрия
  • концентрация алюминия в растворе
  • добавки для предотвращения выпадения из раствора гидроксида алюминия и благоприятствования желательным реакциям

Когда концентрация алюминия в растворе возрастает, свободный гидроксид алюминия расходуется согласно реакции №1. Это может быстро снижать концентрацию гидроксида натрия до тех пор, пока реакция №2 не высвободит его обратно в раствор.

Растворимость алюминия в щелочном растворе

Алюминий хорошо растворяется в растворах каустической соды [3]:

  • 7 молей на литр, что эквивалентно:
  • 7 х 27 = 189 г/л для Al3+ или
  • 7 х 82 = 574 г/л для NaAlO2

Числа 27 и 82 – это атомный вес алюминия и молекулярный вес алюмината натрия, соответственно.

Такая высокая растворимость алюминия в растворе каустической соды достигается при одновременном выполнении следующих условий:

  • поддерживается заданная концентрация каустической соды (NaOH),
  • поддерживается заданная температура раствора,
  • поддерживается заданная концентрация специальных добавок, которые препятствуют выпадению в осадок гидроксида алюминия.

Сохранение стабильности ванны Е6

Для получения особенно матовых поверхностей требуется высокое содержание алюминия, которое может достигать 200 г/л. При таком высоким содержанием алюминия требуется особое внимание к стабильности ванны [1].

Стабильная черная ванна Е6

Только одного взгляда бывает достаточно, чтобы определить является ли ванна Е6 еще стабильной. Если она имеет насыщенный черный цвет (рисунок 1), то можно быть уверенным, что ванна является достаточно стабильной. Конечно, эту визуальную оценку необходимо всегда подтверждать регулярным химическим анализом состава ванны.


Рисунок 1 – Ванна Е6 насыщенного черного цвета в стабильном состоянии [1]

Серая ванна Е6 – что происходит?

Если ванна Е6 стала серого цвета вместо насыщенного черного, то нужно реагировать немедленно. В этом случае процесс дестабилизации уже начался. В ходе этого процесса из раствора выпадают белые, плохо растворимые частицы гидроксида алюминия. Если их пропорция в ванне продолжает возрастать, то ванна становится все более серой, то есть черный цвет меняется на темно серый, потом средне серый, потом светло серый, пока не станет полностью белой. В светло сером и белом состоянии ванну считают потерянной и ее нужно полностью восстанавливать, что требует значительных количеств финансов, работы и времени. Поэтому нужно всячески избегать возникновения такого состояния.


Рисунок 2 – Ванна Е6 темно серого цвета – начало дестабилизации [1]

Как спасать нестабильную серую ванну Е6?

Если щелочная ванна Е6 стала слегка серой, необходимо:

  • Немедленно выполнить полный анализ химического состава ванны.
  • О нестабильности ванны будет говорить снижение содержания алюминия, так как часть растворенного алюминия уже выделилась из раствора в виде плохо растворимого гидроксида алюминия.
  • В тоже самое время содержание гидроксида натрия будет возрастать, так он выделяется в ходе дестабилизации раствора.

Рисунок 3 – Химическая реакция процесса дестабилизации [1]

Было бы ошибкой не добавлять в ванну гидроксида натрия, хотя его содержание скорее всего еще находится внутри заданного интервала. Низкая щелочность способствует дальнейшей дестабилизации этой ванны [1]:

  1. В серую ванну необходимо добавить большое количество специальной добавки (например, Alfasatin) для дополнительной стабилизации, например, в два раза больше, чем обычно.
  2. Рекомендуется повысить щелочность ванны путем добавления гидроксида натрия, чтобы дополнительно стабилизировать ее.

Эти стабилизационные меры обеспечивают то, чтобы:

  • не происходило дальнейшего выпадения гидроксида алюминия и
  • оставшийся в растворе ванны гидроксид алюминия постепенно удалялся из ванны с обрабатываемыми алюминиевыми поверхностями.

В результате ванна должна постепенно вернутся в стабильное состояние (черного цвета). В течение этого времени мониторинг химического состава ванны является особенно важным. Если раствор в ванне снова примет черный цвет, то процесс стабилизации можно считать успешным.

Что делать со светло серой или молочно белой ванной Е6?

Если ванна Е6 достигла такого состояния (рисунок 4), то уже нет никакой возможности спасти ее. Можно только подождать некоторое время, пока белый шлам не осядет на дно ванны. Отстоявшуюся жидкую фазу можно затем перекачать в пустую ванну или емкость и затем, в зависимости от ее состояния, использовать при приготовлении новой ванны.

Однако, выделившийся белый шлам оксида алюминия нужно извлечь из ванны как можно скорее. Если промедлить с этим, он станет каменным и уже будет очень трудно очистить от него ванну (рисунок 5).


Рисунок 4 – Полностью дестабилизированная ванна Е6 [1]


Рисунок 5 – Окаменевший шлам гидроксида алюминия из ванны Е6 [1]

 

Источники:

  1. https://alufinish.de/en/destabilisation-of-alkaline-e6-long-term-pickling-processes/
  2. SPECULAR REFLECTANCE OF ANODIZED 6061-T6 ALUMINUM ALLOY / JON STRAUSS, Oregon State University – 2013
  3. Alkaline Etching of Aluminum & Its Alloys – A New Caustic Soda Recovery System –Italecno S.r.l. & Chemetall 2002.